Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: эссе (список заголовков)
15:47 

Список эссе

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
1. Стрессовые ситуации снижают интеллект;
2. Самостоятельность: писатели и редакторы, блоггеры и операторы;
3. Где жить лучше, смотря на кого;
4. Нечеловеческое звучание;
5. Изменение условий, отсутствие дефицита мужчин;
6. Без усилий — не значит плохо;
7. Нейтральность социальной психологии;
8. Реклама — двигатель социального прогресса;
9. Работа состыковки;
10. Почему предпринимательский ресурс отдельно;

читать дальше

@темы: список, эссе

15:19 

Идеальный народ

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Подумалось тут в по поводу заявлений: «Начните с себя». Мол, нечего на правительство косить, если рожа крива...

А вы не охренели идеальный народ себе в подчинение хотеть? Нет, серьёзно?! А не жирно будет?

Вы что, хотите, чтобы люди исправно платили налоги, не воровали с работы и не ссали в подъездах?! Добровольно? Сами? ВСЕ? А нахрена нам правительство-то вообще нужно будет? Как раз-таки оно единственное, кто может сделать хоть что-то с проблемами такого масштаба. Это государство содержит полицию, это оно садит людей в тюрьмы. Это оно утверждает образовательные программы. Оно выделяет деньги на исследования. Оно финансирует основную часть оздоровительных заведений.

Это государство ответственно за то, что кто-то ссыт в подъезде, как бы парадоксально это не звучало. Оно не может найти преступника-хулигана, оно и не занимается этим, порождая безнаказанность.

Это государство ответственно за то, что вокруг мусор. Ждать, что люди все разом вдруг станут сознательными и перестанут гадить — донельзя наивно. Где, сука, дворники? Почему эта бумажка лежит около дорожки пару месяцев — и никто не реагирует?

А ведь по эффекту разбитых окон одно правонарушение провоцирует другое. Одна выкинутая и не убранная бумажка говорит: «Можно», — всем остальным. Исписанная стена в подъезде приглашает в нём нассать.

Коррупция? Наркомания? Алкоголизм? Клептомания? А какие меры по предотвращению этого были приняты? Какие исследования? Что-то исправилось?.. Нет, это народ плохой, что пьёт, курит и ворует, а государство хорошее, что не предпринимает никаких эффективных мер по исправлению ситуации.

У обычного человека просто нет реальной возможности хоть как-то исправить ситуацию. Нет времени — надо работать, кормить себя и семью. Нет сил — также по причине работы. Нет нужных знаний — средний обыватель не является специалистом в психологии и не имеет возможности создавать эффективные социальные программы.

Он эту возможность дал государству — платя свои налоги, голосуя и позволяя решать за себя некоторые важные вопросы. И где результат? Где? Даже требовать его нельзя, потому что сам виноват?..

Пожалуйста, не переводите стрелки.

@темы: эссе, политика

13:36 

Барствование

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Увидела тут программу «идеальный ремонт». Волосы шевелятся на затылке до сих пор. Итальянские смесители, вытяжки, французские переключатели. Корпусная мебель собрана на заказ, обработана вручную фольгой, искусственно состарена.

Ребята, это такое нищеёбство... Как не парадоксально, но именно в этом шике проглядывает настоящее нищеёбство. Будто нет у людей ощущения «хорошо, достаточно», они хотят сделать ещё лучше! И ещё! Причём, действуют по схеме старой аристократии, больше финтифлюшек, больше золота... Всё, чтобы отличиться от черни, чтобы с первого взгляда было ясно, кто тут хозяин.

И что, что ткань на резном кресле — дешёвая синтетика? Что из того, что для содержания этого великолепия в великолепном виде нужны как минимум пять слуг, которых, разумеется, в помине нет. Это желание выпендриться по-дешёвке. Бррр!

Современный шик заключается в функциональности, эргономичности, практичности, качестве. Современный шик не висит золотой фольгой на дверце шкафа, а заключается в фурнитуре, которая никогда не сломается, и ходит плавно-плавно, что кажется, будто шкафчик открывается сам. Она заключается в крепких, немарких материалах. Она заключается в грамотном дизайне, расположении всех элементов таким образом, чтобы пользователю нужно было совершать минимум усилий.

Основная разница тут в противоположности направлений. Выпендрёжная обработка сусальным золотом делается для других. Для тех, кто придёт и посмотрит на эту кухню и впечатлится. А как там работать — дело десятое. Современная функциональность направлена на владельца такой кухни. Она предоставляет ему все удобства, гладит его всеми своими поверхностями, поддерживает за локоток...

А это, с сусальным... Один повод для нервотрёпок! Туда не капни, сюда не залей ,деньги уплочены, товарный вид не должно портить и прочее бла-бла-бла.

И эта готовность тратится на других, вместо того, чтобы тратится на себя — вымораживает до мурашек. Бррр! И ведь не только в ремонте это проявляется.

@темы: эссе, ремонт, анти-выпендрёж

10:07 

Аутентичность продуктов

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Меня возмущает, что люди часто приписывают продуктам питания такой атрибут, как аутентичность или не аутентичность. Мол, нельзя есть суши, ведь они не аутентичные, где ты тут найдёшь нормальную свежую рыбу, которую можно есть без термической обработки, не соблюдается рецептура, а уж жаренные и горячие суши... Да и вообще, в Японии это закуска к пиву, а не нормальная еда!

И... И что? Мне же нравится. Почему я не должна есть продукт, который мне нравится, только потому, что он считается не аутентичным? Я с удовольствием ем русские суши, в котором огурчик, плавленный сырок, рис и эта прикольная форма. И вообще не факт, что настоящие японские суши мне понравятся.

Если уж на то пошло, то мода на суши к нам пришла не из Японии — там как-то не особо следят за экспортом своих мод, — а из США. Именно там модифицировалось значение этого продукта питания и, во многом, его рецептура. Те же роллы калифорния названы не в честь Киото.

В общем, у еды нет такой характеристики, как аутентичность. Есть вкусно и невкусно. Другое дело, что итальянская пицца гораздо вкуснее русской, но это уже совсем другой вопрос...

P.S. С другой стороны, обратное неверно. Нельзя сказать, что вам категорически не нравится та же пицца, если вы её настоящую никогда не ели. Вы ели её «русскую» и знаете, что она вам не нравится, но это знание не должно распространяться на другие варианты.

Иностранная еда гораздо вкуснее, когда вы едите её у иностранца, так, как её едят на родине. Многое зависит от температуры, от способа подачи, от того, как расположен соус, чем запивать... Эти нюансы не пишут рецепте, но они тоже влияют на вкус блюда.
запись создана: 12.10.2016 в 14:25

@темы: эссе, кулинария

14:13 

Гомеопатия — работает...

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
...на эффекте плацебо.

Сами посудите, у неё есть все признаки плацебо. Форма, как у действующей таблетки. Подробное объяснение, какой эффект должно создавать гомеопатическое средство. Большая теоретическая база. Если бы гомеопатия действовала не на эффекте плацебо, то во всём этом не было бы нужды, как нет нужды объяснять в подробностях действие аспирина — он и так действует.

Также характерная черта — повсеместное утверждение, что просто так гомеопатические средства действуют плохо без после консультации со специалистом-гомеопатом. То есть, действенность вещества зависит не от его дозировки, а от информации, которой обладает пациент.

читать дальше

@темы: медицина, эссе

13:13 

Технически возможная демократия

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Современная демократия в строгом смысле демократией не является. Мы выбираем только тех, кто будет говорить от нашего имени, но сами не голосуем за принимаемые законы, и решений насчёт будущего не делаем.

Такая ситуация в двадцатом веке вполне оправдана — очень большие страны, слишком много людей, и даже организация редких выборов превращается в огромный стресс для всей страны. Но сейчас-то такая техническая возможность есть.

Это только меня смущает?

P.S. Кстати, такую систему сейчас тестируют в Испании, в партии Podemos (Можем), там каждый член партии может голосовать через интернет, предлагать свои законопроекты. Хотя бы в масштабах одной партии система реализована.
запись создана: 07.10.2016 в 20:42

@темы: эссе, политика

23:25 

Не надо так стараться

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
В детстве каждого ребёнка пытаются научить старанию и прилежности. Кто-то этому не учится и выезжает за счёт уловок, а кто-то действительно старается и получает результат. Ободрённый этим результатом, он начинает стараться ещё больше. И ещё. И ещё.

Но в какой-то момент человек начинает понимать, что качество-то не увеличивается. Старается ещё больше. Качество всё не увеличивается и даже немного понижается. Надо стараться ещё больше! Ещё!

И так до нервного срыва.

Будто водитель, чья машина упёрлась в бетонную стену, пытается газовать снова, и снова, и снова. У любого дела есть объективные ограничения, из-за которых лучше не получится, несмотря на любые старания. Нужно перестать газовать, прекратить стараться и посмотреть на ситуацию с другой стороны.

читать дальше

@темы: обо мне, человековедение, эссе

12:55 

Естественный выбор сексуального партнёра

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Эх, ратующие за «естественность» в половых связях... Как бы это помягче выразить... Это мы, разумные существа, видим причинно-следственную связь между сексом и рождением потомства. Да и то не всегда: известны случаи, когда женщины пуританского воспитания понимали эту взаимосвязь только после рождения второго ребёнка.

Видеть эту взаимосвязь — далеко не главное назначение нашего разума, скорее побочный эффект от общей тенденции к пониманию процессов.

читать дальше

@темы: эссе, эволюция

20:23 

Про эссе

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Подсчитала количество запланированных, но недописанных эссе. Сорок пятьдесят четыре штуки. Если писать по два эссе в день, то за двадцать семь дней можно скинуть этот багаж... При условии, что у меня не возникнет новых идей в процессе. Без учёта серии.

Но нужен ли мне такой стресс? Какой результат мне это даст? Да никакой. Мне просто безумно жалко, что мои мысли останутся только в моей голове. Рассказать их кому-нибудь вслух, значит, сделать немногим больше — просто скажут: «Угу, конечно», — и забудут. Совсем не писать?..

Но... это же всё, что у меня есть.

Никакой популярности, никаких денег, никакой надежды на это. Просто тренировка для ума, трата времени. Я понимаю, что решать мне... С другой стороны, если отречься от перфекционизма, перестать всё разжёвывать, не отвечать на комментарии... Это может сработать. Как любимое хобби.

Только многие темы сложные, их просто так не изложишь. Как минимум — час. Стоит ли пытаться? Если толку всё равно не будет. Или всё же постараться сохранить то, что у меня есть, не смотря ни на что?..

@темы: размышления, эссе

22:02 

Самооценка: низкая, высокая, завышенная

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
В социальной психологии под самооценкой понимают разницу между представлением Я-реальное и Я-должное. Рискну развить эту схему.

Я-реальное — это представление человека о том, какой он здесь и сейчас, в реальности. На что он способен, какими качествами обладает... Я-реальное не обязательно должно соответствовать истине. Главное, что человек так сам про себя думает.

Я-должное — это представление человека о том, каким он должен быть. Какие черты ему нужно иметь, какие возможности, какие качества. Я-должное во многом формируется под давлением общества, именно оно диктует наиболее желательные черты, а человек сам только выбирает наиболее ему понравившиеся.

И получается три основных типа дистанции.

Низкая самооценка — это большое расстояние между Я-реальное и Я-должное. Не просто большое, а непреодолимое. Между ними — пропасть, полное несоответствие, и мостов не наладишь. Это вещи, которые человек либо физически не может исправить, либо не считает возможным исправить. Эндоморф, мечтающий о модельной внешности, и корящий себя за лишний килограмм; умник, который корит себя за то, что не настолько умён, как Стив Джобс...

Это очень демотивирующая модель оценивания себя. Человек просто не верит, что он сможет что-либо сделать, и поэтому не делает. Не развивается, не изменяется в лучшую сторону, не делает каких-то амбициозных проектов... Плохо так жить, ага.

Такие люди скрытны, не умеют принимать похвалу. В их собственных глазах они просто не могут быть хорошими, и поэтому как хорошие себя никогда не ведут. И пусть у них нет агрессии по отношению к другим людям, но вот именно «Я плохой, ррр!» портит с ними отношения, что ещё больше убеждает их в их никчёмности, по эффекту самосбывающегося пророчества.

Высокая самооценка — это когда Я-реальное и Я-должное находятся на расстоянии текущих проектов. То есть, человек в целом доволен самим собой, но у него есть текущие задачи, которые он хочет исполнить и исполняет. В них Я-должное равно Я-реальное плюс диплом ВУЗа. Или Я-реальное плюс завершённый проект. Или Я-реальное плюс новый иностранный язык.

Это наиболее мотивирующая модель самооценки. Человек верит в себя, он идёт к своей цели и, каждый раз, когда он достигает её — находит себе новую цель. Потому что в мире столько всего интересного, столько всего можно сделать!.. Никогда не настанет момент, когда уже нечего желать и некуда идти.

Такие люди доброжелательны, умеют радоваться чужим успехам. Умеют сочувствовать чужим поражениям. Умеют добиваться своего и не отчаиваться от ошибок. Устают, да, плачут. Ошибаются, опять же. Но не пытаются себя казнить или кого-то унизить.

А ещё есть самооценка, которая под высокую только маскируется — это завышенная самооценка. В этом случае расстояние между Я-реальным и Я-должным искусственно убирается. Человек начинает считать, что то, какой он есть сейчас — это самое лучшее, что вообще есть в мире, а кто его не любит, тот просто ему завидует.

Это самая неэффективная самооценка, потому что наибольшее количество усилий такого человека оказывается направлено на стягивание воедино своих Я над бездной. Он постоянно пытается доказать, что круче него только яйца, пытается задирать нос и при этом очень болезненно относится к любым попыткам реальности или других людей указать на действительное положение вещей.

Это тот случай, когда комплекс неполноценности и мания величия являются двумя сторонами одной медали. Это искусственное дезинформирование самого себя. Когда самооценка становится не инструментом определения своих качеств, а самоцелью. При этом, в таком положении не сделать небольшого зазора между Я-реальный и Я-должный, которое бы помогло развитию, только усомнишься — и пластмассовая корона спадёт.

И что делать? Сужать расстояние между твоими Я, только не самообманом, а реально. Протягивать мостики через бездну. Перебрать то, что навязано должным — что невозможно, что не подходит, что незачем тебе самому. Делать маленькие шаги, отваживаться на маленькие подвиги, чтобы почувствовать — да, я могу, я умею, я делаю. Действительно делаю, я-то знаю. И плевать на мнение окружающих, они-то что понимают?

В России очень боятся перехвалить. Из боязни наплодить таких вот дутых королей. Но, как ни парадоксально, такое обращение как раз дутых королей и рождает.

@темы: социальная психология, эссе

12:43 

Процесс обучения

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Нет, реально, пока ходишь по этому городу, можно получить пару профессий. Я регулярно страдаю от того, что у меня лекции заканчиваются, и их приходится подгружать. С другой сотороны, я страдаю от того, что информации слишком много, надо дослушать, упорядочить, обдумать и изложить в более-менее привычной для меня форме. То есть, сделать конспект.

Но мне лень. Скорее, я даже просто не привычна к этому, предпочитая очень внимательно слушать и не перебивать изложение судорожными попытками что-то записать.

Пока я серьёзно взялась за три направления: социальная психология, управление проектами и теория организации. Собственно, это то, чего мне больше всего нужно. Социальная психология — это то, что я изучаю и так, вовсе не обязательно заново проходить весь путь, можно сосредоточиться на новых витках.

Теория организации и управление проектами — это то, что мне нужно в перспективе. Потому что проектов, стоящих идей, у меня хоть жопой ешь, а нормальной организации нет и в помине. Да и специалиста найти в стране, где все так любят быть начальниками, но совершенно не понимают, в что их работа заключается не в самодурстве.

Но вообще, по этим трём направлениям становится понятно, почему в России гуманитарное образование является синонимом отсутствия образования, а кадровиков называют HR. Почему историю не считают наукой, а филологам место только в МакДональдс. Суровое советское наследие, когда история реально была не наукой, а источником пропаганды. Да она и до сих пор с душком — многие пытаются восстановить «Великое прошлое страны!», наплевав на методологию.

Собственно, слабый гуманитарный институт можно за уши притянуть к развалу Советского Союза — да, конечно, там была куча других причин, но вот то, что эти разрушительные явления вовремя не выявили, вовремя не сообщили о них — вина, ответственность и заслуга слабого гуманитарного института. Сами себя обнули на уровне целой страны — о таком явлении я писала как-то в эссе «Честность».

И поэтому сейчас на лекциях упоминается огромное количество имён жителей США, реже — европейцев, но почти никогда — русских. Разве что во время рассказывания примеров и объяснения специфики работы в этой стране, но не как авторов новых исследований или моделей. Поэтому в деловую сферу сейчас привносится множество англоязычных слов — это право на именование, кто понятие изобрёл, тот его и называет.

Да, и зачастую советский кадровик и новомодный HR отличаются друг от друга по методам работы, хотя и выполняют одну и ту же функцию. И чтобы специалист по работе с персоналом действовал не как кадровик, а как HR, меняют название. А другие подхватывают, копируют, просто потому, что это звучит круто, и мы лучше будем поклоняться американским способам ведения бизнеса, чем изучать их.

В общем и целом... нет никакой принципиальной разницы между тем, смотреть ли сериал, слушать аудиокнигу или слушать грамотно простроенную, интересную лекцию. Разве что удовлетворённость больше, это однозначно. До идеала оно, конечно, далеко... Было бы круче, если бы там была хорошая дикция, грамотный сценарий, хорошая постановка, красивые триде модели... Вот тогда реально не было бы разницы в употреблении между художественной и нехудожественной... А так всё равно слегка голова дубовая после трёх-четырёх лекций.

\кашлянула\ \записала в проекты\ \вздохнула\ Надо всё это быстрее изучать, чтобы знать, с какой стороны реализовывать. И надо ли. Те же лекции на грани художественности и научпопа — это можно с Академией Хана связаться, там огромная куча ещё непереведённого, куча ещё не освещённых тем.

@темы: эссе, управление проектами, теории управления, социальная психология, проекты, обо мне

19:20 

Самооценка и амбиции

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Я поняла, что снижать сложность задачи из боязни не справиться — тупиковый путь. Ошибки будут всегда. Наш мозг — это клудж, в котором многие систему дублируются, многие конфликтуют, и наша способность обрабатывать информацию одновременно удивительно обширна и удручающе низка.

Даже если ты сделал что-то без ошибок, но это что-то — не амбициозное, не совсем то, чего бы тебе хотелось сделать — это не принесёт радости. Но простота задачи не является гарантией отсутствия ошибок... Что может быть проще, чем набрать слово?.. Но мы всё равно иногда опечатываемся.

Нужно уметь ошибаться. «Уметь проигрывать» — это что-то издевательское, унизительное. Продукт конкурентного общества, что-то вроде: «Ха-ха, ты продул, раздвигай булки без споров, ты же продул!» — но вот «уметь ошибаться»... Это, в первую очередь, умение при ошибке не терять самообладания, не превращаться в комок ничтожного мяса, не достойного ходить по Земле. Это умение быстро находить причину ошибки и способы её исправить.

Но, блин... Как тут уметь ошибаться, когда у нас в культуре принято морально казнить за любую ошибку?.. Если на самых разных уровнях принято издеваться над совершившими малейшее неидеальное действие?.. И я тут говорю не о школьном буллинге. В школе дети проявляют то, чему научились в семье. То, как над ними издевались их собственные родители.

Мой пример совершенно дурацкий, абсурдный, но из-за этого ещё более показательный. Однажды я опечаталась при маме. Четыре года назад. Она до сих пор из-за этого называет меня невнимательной неумехой. Меня, блядь, невнимательной! Да я, как тот же Шерлок, глядя на человека четверть его биографии расскажу! Из-за одной блядской опечатки, я для неё на всю жизнь останусь невнимательной неумехой. Прямо как в школе, если в первом классе оступишься, то всё оставшееся время тебя будут обзывать. Нашла за счёт кого самоутверждаться, за счёт ребёнка!

И это мы с ней мало общаемся. Это она мне внушала, что я слишком толстая. Я, блядь! Толстая! Всю жизнь на нижней границе нормы — толстая! То, что автор издевательства твой родитель, вовсе не отменяет факта, что это издевательство. Буллинг, как его ещё называют. Травля. И мало ли декларируется это как желание помочь. Это нихрена не помогает, блядь, это делает больно и понижает самооценку, причём, зачастую, гораздо ниже объективного.

Если кто-то из лучших побуждений убьёт человека, это не перестанет быть убийством. Так и травля со стороны родителей не перестаёт быть травлей.

\переводит дыхание\ Так вот, о чём это я... Несмотря на всё это, ошибки являются обычной частью нашей жизни. Нужно уметь с ними справляться, не превращая их в трагедию. Не стоит позволять страху сделать что-то не идеально, рушить свою жизнь.

@темы: обо мне, размышления, эссе

14:04 

Расизм, ханжество, табу

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
В обсуждении «искусство vs. порнография» я заметила, что люди, активно стоящие на высокоморальной позиции являются также и расистами. Для них мораль — это не правила поведения в обществе, которые позволяют всем участникам этого общества взаимодействовать с минимальным ущербом для себя и для общества. Для них мораль — это способ не быть такими, как вонючие африканцы, только что слезшие с пальм. Для них мораль — это то, что отличает их от животных в лучшую сторону.

Это ж какие проблемы с самооценкой у людей, если обезьяны являются для них возможными конкурентами... Что только табу уберегают их от превращения в этих противных, волосатых обезьян.

читать дальше

@темы: эссе, размышления, история

17:00 

Повторение, м-мать, учения!

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Смотрела сегодня одно видео, обучающее построению графика линейной функции... Получился совершенно другой, свежий взгляд на пройденный материал! Его настолько часто повторяли в школе, что я совершенно забыла, в чём реально заключается его смысл. Вбитый в руки навык, забытый за ненадобностью, но никак не понимание сути явления.

Функция показывает зависимость и закономерность операции. Это будто частный случай умножения, деления, сложения, вычитания, степени и прочих операций, который можно и нужно выполнять с различными числами.

И тут лично мне, такой вот капризуле, не хватило объяснения, почему операция в функции нуждается в повторении, почему не вычислить её раз и навсегда, как обычный пример, с одним значением, зачем тут нужны переменные?

Было бы гораздо удобнее, если бы в школе поясняли, зачем нужны повторяющиеся операции. Вычисление налогов, к примеру, или скидок, когда один и тот же коэффициент применяется к разным суммам денег.

А график зачем нужен?.. Это просто одна из форм вычислений всех значений или что? Не помню, хоть убей... Или проста так типа наглядно?.. Хотя наглядными становятся графики в статистике, позволяющие продемонстрировать нашему глупому мозгу все тенденции не сухими числами, а рисуночком.

И да, школьное повторение одного и того же, все эти функции снова и снова... не удивительно, что рано или поздно наступает семантическое истощение. Это такая штука, когда смысл слова или понятия теряется при множественном повторении. Самый явный пример – просто начать повторять одно слово снова и снова, можете прямо сейчас попробовать, и увидите, какое оно нелепое и бессмысленное. Но с более долгосрочными явлениями эта штука тоже работает.

Удивительно, но класса до восьмого я поступала верно: была в своих фантазиях, иногда вынривала, чтобы усвоить новый материал, и снова погружалась Но тогда я реально понимала и математические, и физические формулы. Даже если я что-то забывала, я могла вывести заново всё, по понятым закономерностям.

Но через год после переезда в Испанию я сдалась, начала повторять как положено, и на последнем курсе спохватилась, что я совершенно не понимаю, откуда берутся все эти операции. А ведь раньше понимала...

Та же беда с английским языком. Нам преподавали всё время одно и то же, одни и те же формы и правила, но было категорически мало языковой практики. И все эти повторения получались без толку. Скорее уж люди приобретали иммунитет к изучению языков, чем реально учили его.

Так что повторение не мать учения, а его убийца.

@темы: языки, эссе, образование, математика

13:46 

Гомо-тема

И всё-таки творческий пёр прекрасен!


\берёт свой ветвистый план по написанию длиннющего эссе по теме, зачёркивает всё\
Всё, что я хотела сказать, разобрали тут и даже больше. И даже лучше. >_< Хотя есть у меня ещё материал, но над его изложением надо поработать.

@темы: эссе, человековедение, youtube

18:05 

Честность

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Впервые с проблемой честности я столкнулась лет в четырнадцать, когда прочитала, что настоящие ведьмы никогда не врут. Причём, западно-европейские ведьмы, которые вроде как нечисть, зло и слуги дьявола — но не врут. Странно, нелогично... Мне так понравилась эта идея, что я тоже постаралась максимально ограничить количество вранья в своей жизни.

Сейчас я пожинаю плоды этой программы действий и, знаете, они мне нравятся. Не то, чтобы я совсем не врала — иногда всё же скрывалось преувеличение; иногда обещала что-то, что не могла выполнить; иногда трусила и недоговаривала. Но это всё случалось максимально редко. Хорошо если раз в год. Одна ложь в год — можно сказать, что я почти всегда говорю правду.

Дело в том, что людям и так невероятно сложно воспринимать реальность во всей широте её проявлений и во всей глубине причинно-следственных связей. Да, у нас самый развитый разум на планете... скорее, даже самая развитая способность к постижению окружающей действительности. Мы гении среди овец!..

Но эта способность невероятно далека от совершенства. Наш разум подвержен когнитивным искажением, склонен выбирать не более правдоподобные варианты, а те, которые больше нравятся... Мы невероятно слепы. С точки жизни, на которой мы находимся, мы видим только то, что доступно. А ведь что-то остаётся скрыто за другими объектами, что-то остаётся прозрачным, неизведанным, невидимым. Да и смотреть можно одновременно только в одном направлении — настоящее, будущее, прошлое или вечность. Что там за горой? Что прячет человек за пазухой?..

Мы этого не знаем. Не хватает нашему разуму силы, чтобы узнать. Но что-то мы всё-таки видим, что-то нам показывают другие, мы учимся, познаём и можем двигаться по жизни более-менее уверенно, огибая непонятные места и опираясь на то, что мы видим.

Да только ложь мешает нашему и без того слабому зрению. Наш мозг и так с большим трудом добывает правдивые данные, а когда человек ещё решает: «Нет, я не хочу в это верить, всё было по-другому», — количество правдивой информации, на которую он может опереться, на которую он может рассчитывать, уменьшается в разы. Тут можно возразить, мол, я обманываю других, но не обманываюсь сам, но...

Но. Дело в том, что наш мозг так устроен — чем больше ты повторяешь какую-то мысль, тем больше она врезается в память. Конечно, поначалу мысль-правда в мозгу выглядит ярче — она, как правило, сложная, состоящая из множества сигналов от разных органов чувств; а мысль-ложь бледная, неловкая, ведь воображение в нормальном состоянии не может сделать такую же чёткую и объёмную картинку, какую даёт реальность. И кажется, что человек никогда не перепутает, где ложь, а где правда. Не обманет себя...

Но чтобы помнить и правду, и ложь, нужно повторять правду как минимум столько же раз, сколько и ложь. При «активации» любой мысли она становится ярче, глубже, доступнее для сознания, а при игнорировании мысль затирается и забывается. И пусть в первый раз было сложно с уверенным видом заявлять, что отпуск в Турции был прекрасен, а не ужасен, то уже второй и пятый раз пойдут легче.

Причем, чтобы убедительнее врать, нужно в своё враньё верить. И постепенно яркое, но заброшенное воспоминание правды оказывается полностью замещено ложью. Это самая распространённая проблема всех хороших лжецов — рано или поздно они начинают сами верить в свой обман и тогда их ждёт неминуемый крах. Но неважно, великий ли вы мошенник или бытовой врун — ложь слепит, оставляя полное ощущение, что вы всё прекрасно видите.

@темы: эссе, человековедение, наблюдения, жизнь

20:39 

Классика

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Начинаю возвращаться к мысли, что люди, искренне считающие классическую литературу великолепной вершиной всего, весьма... недалёкие, что ли? Или жили в скудной информационной среде.

Тут логика такая. Произведение записывают в классические, если в нём была высказана новаторская для того времени мысль, причём не просто ляпнута, а развёрнута так, с хорошим сюжетом, персонажами и всем путём вынашивания этой мысли. Вроде, звучит неплохо, но видите в чём косяк?..

Да, мысль должна быть новаторской для того времени. Например, классику средневековой европейской литературы невероятно сложно вкурить. Люди того времени действовали по совершенно другим алгоритмам, принимали решения в соответствии с другими ценностями, их волновали совершенно другие вопросы, а методология мышления не была развита даже у самых умнейших людей того времени. Нужно очень много изучать исторический контекст, нравы и порядки того общества, чтобы понять, что в действиях персонажей есть какой-то смысл.

Но это, скажем так, устаревшая классика. Идеи того времени хоть и были новаторскими, но не выдержали проверку временем и вымерли, как неандертальцы. Что-то где-то какой-то кусок идеи ещё населяет ноосферу, что-то изменилось до неузнаваемости, переродилось. Но самих их нет.

Другое дело современная классика. Та, что породила идеи, которыми общество оперирует сейчас, в нашем отрезке времени. О да, эти идеи живут, цветут и колосятся... Но знаете в чём проблема? Такую классику читаешь и недоумеваешь: «А что такого-то? Это, вроде, само собой разумеется...» И только, опять же, с историческим контекстом понимаешь, что в ту эпоху эта мысль, эта идея, впитанная современным человеком с молоком матери, была совершенно новой и дикой.

Эти идеи, актуальные идеи, повторяются в массовой культуре, адаптируются в фильмы и мультики. Этими идеями руководствуются люди сейчас, принимая то или иное решение, это то, что воспитывает в нас общество. В современной литературе, сколь бы вторичной ни была конкретная книга, тоже все эти идеи — оценённые, толковые, повторённые.

И я не понимаю, каким это нужно быть человеком, чтобы те же «Братья Карамазовы» привели в лютый восторг. А, что, все остальные сто пятьдесят тысяч попыток довести те же мысли, они как?.. Мимо? «Гордость и предубеждение» туда же...

Хотя, конечно, люди рождаются с чистым мозгом и, если кто-то успешно уклонялся от знаний, ему и, блин, самые обычные вещи покажутся открытием. Возможно, человек что-то точечно не добрал, но, не знаю... Но тащиться сразу по всему ассортименту?

Классическая литература хороша в исследовательских целях, как дополнение к истории. Не просто кто кого убил, кто правил, а как мыслили люди того времени. Возможность прочувствовать себя там... Посмотреть переломный момент. Сравнить идеи, сравнить в ситуации, в которые люди попадали, руководимые этими идеями, это да.

Но заявлять, что классика жизненна, универсальна и на все времена... Хочется пнуть читать средневековую классику, как там жизненно и применимо к современности. Или даже Элладу — классика классик прям.

А ещё это может быть просто лицимерием. Так как в классической литературе мысль изложена хорошо, прочитавшие могут считать себя постигшими, наконец, истину. И со всеми сотнями попыток общества донести ту же мысль, прочитанное не ассоциируется. И повод гордиться, мол, все остальные дерьмо, а я такой умный!.. А де-факто, наоборот...

@темы: эссе

10:17 

Конкуренция

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Вот эта идея о том, что за место на профессиональной арене нужно ещё побороться кажется не так уж плоха. Получается что-то вроде естественного отбора в культурной среде. Логично? Логично!

Но вот одна загвоздка: профессионализм и конкурентность — совершенно разные, независимые навыки. Пробивной характер, наглость, хорошо подвешенный язык, умение подольстить где надо, а где надо — поугрожать... Это всё характеристики, не требующиеся в большинстве профессий, но необходимые для конкурентной гонки. Причём, и то и другое надо развивать, и получается часто либо конкурентность в ущерб профессионализму, либо профессионализм в ущерб конкурентности.

Какой из этого результат? Нет, не то, что бедные профессиональчики остаются без работы, ах-ах, какая несправедливость, возьмите меня на работу уже. Нет. Они по-прежнему есть, и занимают хорошие места. Проблема в общем снижении их количества, так как многие предпочитают вкладываться в более эффективную «пробивную силу», чем честно работать и добиваться успеха.

читать дальше

@темы: эссе, человековедение

11:01 

Переход на личности

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Между «Вы неправы» и «Ты ёбанный дебил» лежит огромная разница, и эта разница заключается отнюдь не в вежливости. Принципиальное различие в том, что первое заявление — критика определённого действия, мысли, идеи, заявления, наблюдения; а второе — уже переход на личности.

Чем же так плох переход на личности?

Во-первых, велик шанс ошибиться. Даже если заявление действительно глупое, откуда вы знаете, почему человек так сказал? Может, он исходил из других предпосылок и просто не знал факторы, на которые ссылаетесь вы? Может, человек устал и ляпнул не подумав? Может, его осознанно ввели в заблуждение? Может... да мало ли что может быть!

читать дальше

@темы: человековедение, эссе

02:48 

Сидеть ли в транспорте?

И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Вот и выросло поколение, которое иначе, чем требованием уступить себе место в транспорте, самоутвердиться не может.

Вообще, этот конфликт — обычные такие разборки людей с вертикальной социализацией. Если кто не знает, это люди с парадигмой «клюй ближнего, сри на нижнего, подлижи верхнего», подробнее тут. Как бы понятно, что это выпендреж по поводу возрастного признака, требование подчинить людей нужной вертикалу норме... Именно этим обусловлено то, что большая «просьб» уступить место звучит как приказ, а то и начало скандала.

Но е-мое, это так жалко! Нет, ну серьезно. Я вот понимаю, у человека есть потребность доминировать. Управлять кем-то. Заставлять кого-то подчиниться. Окей, понятно. Но это ж как им, под старость лет-то оказалось некем доминировать, если они начинают кидаться на посторонних людей по такому ничтожному поводу. Конечно, все поводы для человека другой социализации будут казаться ничтожными, однако. Если ты на работе кого-то подсиживаешь — ты получаешь более высокую зарплату. Если в семье кого-то гнобишь — получаешь там послушание, может не уважение, но какой-то более-менее долгий моральный эффект. Про политику и шоу-бизнесс вообще молчу, там и деньги, и престиж.

Но прессовать незнакомых людей, которые через десять минут тебя забудут, ради двадцати минут поездки в сидячем положении... это какое-то вертикалистичное дно. Помните об этом, если на вас вдруг наедут.

Так вот, проблема того, надо ли уступать в транспорте. Я всегда жила в городках со средней плотностью населения, где развитый общественный транспорт, но где переполненные автобусы скорее редкость, нежели правило. И меня в плане уступания места весьма восхитило испанское восприятие этого правила. В первую очередь, по возможности необходимо сидеть. Ибо не «старшим надо уступать» и не «молодой, постоишь», а техника безопасности, блин. При резком торможении у сидящего человека будет меньше скорость и меньше возможность пораниться или покалечить своим телом кого-нибудь другого.

Более того, стоя люди частенько загораживают проход, чем создают больше проблем, нежели если бы они спокойно сидели у окна и не мешались другим. Конечно, задней площадки или места для колясок это не касается, однако не все принципиальные стоюны предпочитают стоять именно там. Часто молодые, здоровые, принципиально стоящие, оказываются в самом узком месте прохода или прямо у двери, всем мешаясь.

Так что по-возможности — садитесь, этим вы существенно снижаете риск травмы при аварии или резком торможении. А если все сидячие места вдруг оказались заняты, и рядом стоит тот, кому стоять вообще-то тяжело (в силу возраста, болезни, беременности или хотя бы усталость), тогда можно и уступить, проявить свое благородство.

Понимаете фишку? Идти не от субъективного кто кому что должен, а от объективной ситуации, от техники безопасности, а уже ее дополнять субъективностью.

@темы: наблюдения, человековедение, эссе

Вся жизнь – игра

главная