01:17 

Полезные тренировки

Vezuvian
И всё-таки творческий пёр прекрасен!
Вчера, после почти двухлетнего перерыва, решила заняться спортом. Десятиминутная разминка и пятнадцать минут упражнений отзываются мне сегодня так, что я едва могу по лестнице спуститься. С подниманием тоже трудности, но это как-то более понятно. А уж сесть... м-м-м, вообще песня.

И подумалось мне, что если такое произошло с моими мышцами за такой короткий срок, то что происходит с мозгами людей, которые после выпуска из школ и ВУЗов перестают напрягать извилины. В смысле, конечно, большинство людей работает и, зачастую, даже головой... но и я не висела в невесомости, ходила, гуляла, иногда танцевала и даже, порой, поднимала тяжести. А физическая форма всё равно пиздец.

В принципе, эффект потери интеллекта с годами мало-мальски обустроенной жизни, подтверждается наблюдениями. Не многочисленными и не научными, но всё же маразм во вполне юном возрасте — явление не редкое. Так же верно и обратное: нагрузка на мозг из-за нетривиальных проблем в следствии пинка от реальности на диво влияет на интеллект. Не сразу, конечно, и с большой болью, но за месяцы, а то и годы затяжных проблем суждения людей становятся более здравыми, а заёбы — менее катастрофичными.

Но как же держать мозг в тонусе? И надо ли? Здравый смысл подсказывает, что да, не помешало бы. Потому что все затяжные проблемы, что я наблюдаю, являются следствием недостатка тонуса мозга в самом начале проблемы, когда можно было всё это предотвратить, так как звоночки все были, да ещё какие. Но вспоминаются они апостериори, задним числом, когда уже ничего исправить не получится.

Ладно, допустим. Но как это делать? Решать логические задачки? Изучать новые науки? Заводить новые хобби? Читать книги? Ну да, это рекомендуют. Это как бы стандартное решение для прокачки мозга. Но, увы, оно не всегда помогает, тренировка получает больно уж... ненаправленной. Занимает много сил, много времени, а прямой эффект на жизнь — минимален. Логические задачки прокачивают в основном умение решать логические задачки, а не жизненные проблемы.

Выход? Выход — решение жизненных проблем. Как своих, если есть, так и чужих, если к вам пушистый северный зверёк ещё не грянул. Но прежде, чем что-то решать, нужно это что-то проанализировать. И тут очень поможет ведение дневника. Во-первых, это очень хорошо прокачивает способность внятно выражать свои мысли. Во-вторых, помогает наличие этих самых мыслей засечь, поймать их за хвост и хорошенько додумать.

Посудите сами, если день проходит, то остаются о нём максимум воспоминания. Впечатления, конечно, остаются, но вся информация проходит напрямую, без анализа. Мысли мелькают и забываются, подозрительные звоночки пропускаются, а жизненные уроки — не усваиваются. Учителя мало слушать, учителя нужно услышать и понять, что он тебе хочет сказать. Дневники очень помогли бы любителям наступать на одни и те же грабли. Собственно, и помогают — не зря их часто рекомендуют психологи.

Дневник переводит знание из смутного ощущения, мелькающего на краю сознания, в осознанную мысль, доводя её до логического конца. Почему-то люди не устают наступать на одни и те же грабли снова и снова, но устают снова и снова приходить к одним и тем же выводам, и что-то всё-таки меняют в своей жизни.

И потребность анализировать впечатления у людей есть, только письменность — изобретение относительно недавнее, а уж повсеместная грамотность — тем более. Так что потребность эта проявлялась как-то по-другому. Как? В общении с друзьями. В обсуждении. Однако это не самый удачный вариант. Почему?

Во-первых, диалоговая форма. Обычно с друзьями общаются напрямую. И вот у вас есть впечатление, у которого есть своя хронология событий, да ещё и сложная — а что сделал он, а что сделала она, — плюс информация со всех органов чувств, мелькающие мысли... Бумага всё стерпит, а вот друг полноту впечатлений может и не выдержать, перебьёт раньше, прокомментирует что-то, начнёт делится своими, уведёт разговор в сторону, пошутит, даст совет... В любом случае, осознать полноту впечатления самому человеку уже не получится.

Во-вторых, советы. Проблема в том, что излагая человеку свою проблему мы невольно как бы просим помощи, хотя бы информационной. И вместо того, чтобы самому думать и размышлять, человек получает усвояемый супчик чужих советов.

В-третьих... А друзья у нас кто? Психологи, философы, супер-успешные люди? Нет, это такие же люди как мы, со своими проблемами, которые, тем не менее не знают всех деталей вашей ситуации (см. п 1), а судят только в меру своего воспитания и понимания.

Да, конечно, это иногда помогает, но именно в том плане, что человек наконец-то додумал мысль до конца и понял очевидное решение. Однако при атипичных ситуациях, когда решения нет в стандартном меню нашего воспитания, это может превратится во всё те же грабли, когда вроде как и решение проговаривается, но так как оно неприменимо, оно всё откладывается и откладывается...

Зачастую создаются целые группки такого коллективного разума, где кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. А ведь ещё идёт разделение ответственности, мол, другим рассказал, пусть у них голова болит. А тут ляпну — пусть сами решают, не маленькие. И чтоб это всё не распадалось, спаять группку нужно хвалами и манипуляциями, мол, это мы такие непонятые, мы друзья навсегда и со всем справимся, тра-ля-ля...

Но прокачке собственного мозга это, увы, не помогает. А даже наоборот, создаёт для мозга комфортные условия посреди бури, и, в то время, когда он мог бы поднять свой тонус, он прохлаждается и ни о чём не заботится.

Так что дневник — это хорошее средство проанализировать именно вашу собственную жизнь и прокачать ваши собственные мозги. Есть ещё более хардкорный вариант ведения дневника, ещё более эффективный. Общение с невидимым собеседником. С одной стороны, это проще, потому что имитирует дружеский разговор и не надо страдать, не зная, с чего начать и о чём рассказывать («Здравствуй, дорогой дневник! Сегодня я...»), с другой — придуманный собеседник не будет вас перебивать или сбивать с мысли, а даст рассказать всё, что вам бы хотелось выплеснуть.

Ещё круче — придумывать реплики этого невидимого собеседника. Нет, это не шизофрения. И да, невидимый собеседник сможет вам сказать что-то новое и интересное, о чём вы раньше не хотели задумываться. Как это происходит? Дело в том, что наш мыслительный аппарат сформирован на основе воспитания, общественных норм, стандартного поведения, осознанного опыта... но это лишь тонкая плёночка на океане нашей личности, где ходят течения глубинных желаний, где падают на дно недовольные мысли и проходят любопытные физические реакции.

Это способ собрать все мысли, которые бегают у вас по краю сознания, и дать им, наконец, голос. И логическое завершение. Такой эффект часто встречается у начинающих писателей в жанре фэнтези, в виде говорящего спутника героя, который всегда с собой, и который общается только с ним. Какой-то древний амулет, фамилиар, ехидный голос в голове... Всё это продукт разницы между «Я» осознанным, принятым, допустимым и «Я» реальным, с которым ещё надо познакомиться.

И да, если я правильно поняла слухи, именно этот эффект проявился у автора 50-ти оттенков серого в виде «внутренней богини». Тут должна быть шутка про недоёб, да.

Таким образом мозг тренируется, и не на абстрактных задачках, которые могут никогда в жизни не пригодится, а на вполне реальных жизненных проблемах. Да, и жизненный опыт извлекается только из тех ситуаций, которые человек проанализировал и осознал. А то, что прошло сквозь вас не задев — это нифига не опыт.

@темы: обучение, человековедение, эссе

URL
Комментарии
2015-12-14 в 12:10 

Djedis
Я не хочу быть ни темным ни светлым...Дайте мне быть человеком
Очень интересно! Поделюсь, с вашего разрешения.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Вся жизнь – игра

главная